Сюрпризы, закономерности и «Смертельный номер»: «Золотая Маска» встретила юбилей

Сюрпризы, закономерности и «Смертельный номер»: «Золотая Маска» встретила юбилей

XXX церемония награждения состоялась вчера на сцене Театра им. Евг. Вахтангова.

Круглая дата застала главную театральную премию страны в момент реформации, которая ещё далеко не окончена. За работу жюри и проведение церемонии отвечала новая команда, однако списки номинантов (как и общая структура премии) остались от прежних времён. Кроме того, в этом году спектакли-номинанты не привозили, как раньше, в Москву – наоборот, жюри ездило отсматривать их на места (в будущем традиция фестиваля должна восстановиться). Впрочем, совсем без праздника не обошлось: 24 июня в московских театрах было объявлено днём открытых дверей, а церемонию награждения предваряло карнавальное шествие по Арбату.

Дух парада-алле царил и на протяжении самой церемонии. Заправлял ею клоунский квартет из спектакля «Табакерки» «Смертельный номер»: Рыжий (Владислав Миллер), Чёрный (Севастьян Смышников), Белый (Артур Касимов) и Длинный (Владислав Наумов). Помимо очевидных ассоциаций, можно вспомнить и то, что постановка эта – почти что ровесница «Золотой маски»; её первую редакцию Владимир Машков выпустил в 1994 году.

Со слов Машкова – ныне президента «Золотой Маски» и председателя Союза театральных деятелей – и стартовала церемония. Владимир Львович констатировал две важные вещи: во-первых, премия возвращается под крыло СТД; во-вторых, «Маска» остаётся верной главной идее, которую сформулировал основатель, вахтанговец Михаил Ульянов: «Профессионалы награждают профессионалов». Не только профессионалы, но и единомышленники; по словам Машкова, в зале собраны люди, которые служат «искусству большой правды, больших чувств и больших идей». Второй участник церемонии, Кирилл Крок, напомнил, что премия зародилась именно здесь, в Вахтанговском театре.

Помимо конферанса с песнями, танцами и фокусами, клоунам было доверено следить за регламентом церемонии – заговорившимся спикерам начинали грозить огромными бутафорскими часами. Впрочем, реквизит почти не пригодился: лауреаты (или, что случалось, увы, гораздо чаще – их коллеги, принимавшие приз) были лаконичны. «Неожиданно. Благодарю. Большое спасибо» – так это, например, сделала Наталия Ляскова, признанная лучшей оперной артисткой за исполнении партии Юдит в «Замке герцога Синяя Борода» (Пермский театр оперы и балета им. П. И. Чайковского). Кроме того, на часть номинаций (8 из 37) времени не пришлось тратить вовсе: жюри их решило не присуждать. Из наиболее заметных «прочерков» – отсутствие победителей в категориях «Лучший спектакль. Опера», «Лучший современный танец», «Лучшая женская роль. Балет» и «Лучшая работа драматурга. Драматический театр».

Ситуация отчасти выправилась благодаря специальным призам жюри. Как сформулировал член жюри драматического театра и театра кукол Григорий Заславский, эти награды «исправляют несправедливость основных номинаций». Из его рук «Золотую Маску» с формулировкой «За сопричастность к судьбе страны и поиск национального героя» принял коллектив спектакля «Приключения Рустема» (Татарский театр юного зрителя им. Г. Кариева). Другие спецпризы получили: спектакль Няганского ТЮЗа «Калечина-Малечина» – за актёрский ансамбль; Елизавета Боярская и Игорь Черневич – за лучший дуэт (в додинской «Чайке»); тенор Борис Рудак – за «яркую интерпретацию роли Риккардо» (опера «Бал-маскарад» Пермского театра оперы и балета) и композитор Артур Байдо – за свою работу над рок-оперой «Орёл и Ворон» (Красноярский музыкальный театр).

Общий список номинантов значительно отличался от аналогичных списков прежних лет – в частности, в нём было как никогда мало Москвы. Тенденция закономерно отразилась на призовом раскладе – особенно это касается музыкального театра. Столицей оперы в этом году оказалась Пермь – все «Маски» разделили между собой «Бал-маскарад» (лучшая мужская роль – Владислав Сулимский) и «Замок Герцога Синяя Борода» (лучшая женская роль, лучший дирижёр – Фёдор Леднёв). В балете доминировал екатеринбургский «Урал Опера Балет» с постановками «SEXTUS PROPERTIUS» (лучший спектакль и лучшая работа хореографа – Вячеслав Самодуров) и «Павильон Армиды» (лучшая мужская роль – Александр Меркушев).

В кукольной категории безоговорочным фаворитом оказался Татарский театр кукол «Экият» и их «Авиатор», взявший сразу три «Маски»: за лучший спектакль, лучшую режиссуру (Ильгиз Зайниев) и работу актёра (Дилюс Хузяхметов). Приз в номинации «Эксперимент» отправился в музей села Учма, что в Ярославской области – жюри отметило застольный видеоспектакль «Охотинские. Мужской род».

В драматическом театре случился прорыв петербургской малой сцены – Илона Макарова из «Крысолова» («Театро ди Капуа») и Софья Андреева из «Оперы нищего» («Суббота») были отмечены как исполнительницы лучших женских ролей первого и второго плана соответственно. Лучшей мужской ролью второго плана была назван Крогстад Вячеслава Полякова («Nora/Нора» из репертуара Национального театра Карелии). Лучшей мужской ролью первого плана стал Король Лир в исполнении Алана Албегова (Северо-Осетинский театр им. В. Тхапсаева). «Маска» уезжает на родину Вахтангова», – заключил актёр.

Наиболее традиционным выглядело присуждение режиссёрской «Маски» Льву Додину за спектакль «Чайка» – получившая за него награду Елизавета Боярская напомнила о 80-летнем юбилее, который Лев Абрамович отмечает в этом году. «Это большой юбилей и праздник для нашего театра и всего города Санкт-Петербурга», – отметила она. Большим сюрпризом не выглядит и лауреат «Золотой Маски» за лучший спектакль малой формы. Здесь лауреатом стал суперхит Вахтанговского театра «Генерал и его семья»; накануне этот выдающийся спектакль чествовали на «Гвозде сезона».

«Золотая Маска» за лучший спектакль большой формы отправилась в Казань: досталась исторической эпопее «Муть. Мухаджиры» (Татарский театр им. Г. Камала). Таким образом, впервые в истории премии главная награда ушла спектаклю не на русском языке (кроме того, постановку отметили за работу художника по костюмам).

Фото: сайт Премии и Фестиваля «Золотая Маска»

Источник: journal.theater