Балет на сюжет «поздней романтической драмы» Уильяма Шекспира представят завтра, 4 июля.
«Буря» – текст, ставший чрезвычайно востребованным на театре в конце прошлого века и по-прежнему привлекающий всё новых интерпретаторов. Заполнению балетной страницы этой истории во многом способствует симфоническая фантазия Чайковского на шекспировский сюжет – впрочем, ею дело не исчерпывается. Среди хореографов, в разные годы обращавшихся к теме, – Рудольф Нуриев (на музыку Чайковского), Кшиштоф Пастор (можно сказать, на музыку мира – от Пёрселла до народных иранских мелодий), Алексей Ратманский (у него было две «Бури» – на музыку Чайковского и Сибелиуса).
Спектакль в Большом – мировая премьера. Хореограф Вячеслав Самодуров в третий раз сотрудничает с композитором Юрием Красавиным после «Пахиты» и «Танцемании». Красавин в этом сезоне нарасхват – меньше месяца назад в Нижнем Новгороде сыграли мировую премьеру его оригинального балета «Пиковая дама»; другую версию, на темы Чайковского, представили зимой в Большом. Задача решалась непросто: по словам хореографа, Красавин приступил к работе над «Бурей», не до конца освободившись от влияния Чайковского, так что половину партитуры пришлось переписывать, добиваясь необходимого ритма.
Центральную тему своей постановки Самодуров формулирует так: «Наши главные вопросы – что такое человек и цивилизация, естество и культура. Для меня важная, сложная тема – природа власти и природа милосердия. Но мы находимся на территории танца, а танец – это тело. И это позволяет приблизиться к пониманию природы не в пейзажном, а в более глубоком смысле. Что такое человек, кто он? Кто из этих персонажей более человечен». Самым важным героем будет Просперо – остров во многом предстанет проекцией его сознания.
Тему проекции, своеобразного «театра в театре», развивает художник Алексей Кондратьев; Просперо в его описаниях предстаёт кукловодом, а то и режиссёром, дёргающим за нитки собранных им марионеток. Как конкретно будет выглядеть пространство, неизвестно, но объявлено, что значительная роль в ней отведена «футуристичному» свету (художник – Сергей Васильев), преображающему внешний вид обстановки. Костюмы Игоря Чапурина отдадут дань шекспировской эпохе, но о полновесной стилизации речь не идёт (в интервью «Коммерсанту» Самодуров охарактеризовал их так: «прекрасные, тонкие, секси»).
Партию Просперо будут танцевать Семён Чудин, Денис Савин, Михаил Лобухин и Александр Водопетов, Ариэля – Вячеслав Лопатин, Марк Чино и Ратмир Джумалиев, Калибана – Никита Капустин, Игорь Горелкин, Дмитрий Дорохов и Александр Смольянинов, Миранду – Ксения Жиганшина, Ульяна Мокшева, Анастасия Сташкевич и Маргарита Шрайнер.
Фото: соцсети Большого театра
Источник: journal.theater