Большинство последних премьер пермского коллектива выходит на его экспериментальной Сцене-Молоте. Не станет исключением и «Нора», которую представят зрителям 27 июня.
Классическую пьесу Генрика Ибсена ставит Дамир Сайранов – геолог по образованию, артист и хореограф балетной труппы Театра-Театра, а также основатель танцевальной группы «Процесс». На площадке он работает не впервые: этой весной на той же Сцене-Молот он выпустил моноспектакль «Пьяный космонавт». «Нора» – спектакль, в первую очередь, про человека, про его самосознание и выбор, – говорит режиссёр. – Как найти своё место в системе? Возможно ли сохранить своё «я» в жестоких обстоятельствах этого мира? Мне кажется, единственный способ не дать контексту разрушить свою жизнь, – говорить друг с другом честно. И, что ещё важнее, – слышать друг друга».
Среди источников вдохновения создатели спектакля называют «Триптих» бельгийской танцевальной компании Peeping Tom (оттуда, в частности, позаимствован приём «открытого антракта»), фильм Дэвида Линча «Синий бархат» и недавний сериал HBO «Сцены из супружеской жизни», в котором в кадр регулярно попадает съёмочная группа и павильон.
Кукольный дом Норы Хельмер предстаёт в спектакле киносъёмочным пространством; эмансипация главной героини подана как разрушение этой иллюзии. Приём, разумеется, не новаторский, даже для российской сцены – 2 года назад его использовал Тимофей Кулябин в своей постановке другой пьесы Ибсена, «Дикой утки». Однако если для большинства авторов, прибегающих к такой эстетике, камера становится залогом достоверности, жизнеподобия происходящего, то в спектакле Сайранова ожидается торжество условности. Вот, к чему готовит анонс: «Персонажи, решённые актёрами утрированно и гротескно; элементы физического театра, пронизывающие драматическую ткань; музыкальная канва, в которой сочетаются рок-хиты Muse и зонги в духе группы «Аффинаж»; световые картины, создающие напряжение хоррора, – всё это погружает зрителей в контекст вневременных человеческих трагедий, от которых каждому из нас так хочется себя спасти».
«Камерный триллер» создан небольшой творческой группой. Главную героиню сыграет Анастасия Демьянец (она же подготовила аранжировки для музыкальной части спектакля), также в постановке заняты Михаил Меркушев, Степан Сопко и Эмилия Веприкова. Визуальное решение разработали художник Ирэна Белоусова и художник по свету Евгений Козин. За саунд-дизайн отвечает Дмитрий Смородин.
Отметим, что буквально через день после пермской премьеры своё видение той же пьесы Ибсена представит Пётр Шерешевский на сцене МТЮЗа. Его версия выйдет под названием «Медовый месяц в «Кукольном доме»» – учитывая пристрастие режиссёра к формату «онлайн-кино», игры с десятой музой можно ожидать и от этой премьеры.
Фото: сайт Пермского Театра-Театра
Источник: journal.theater