На Театр Российской Армии опускаются «Египетские ночи»

На Театр Российской Армии опускаются «Египетские ночи»

Спектакль, которым коллектив решил отметить пушкинский юбилей, до последнего фигурировал в планах театра именно под этим названием. 19 июня премьеру сыграют как «Предсказание».

У неоконченной повести об итальянском импровизаторе и ночах Клеопатры – завидная сценическая судьба. Оставив в стороне балет Антона Аренского «Египетские ночи», который Пушкину обязан лишь названием, отметим постановку Александра Таирова (1935), музыку к которой сочинил Сергей Прокофьев. Спектакль Камерного театра сводил воедино пушкинскую прозу с двумя версиями «Антония и Клеопатры» – Уильяма Шекспира и Бернарда Шоу. Из более современных постановок выделяется спектакль Петра Фоменко (2002), и поныне идущий в «Мастерской». Здесь текст повести дополнен, с одной стороны, другими незавершёнными вещами Пушкина, с другой – поэмой Валерия Брюсова «Египетские ночи» (1914—1916), который дописал к пушкинскому отрывку «Чертог сиял...» полномасштабный опус в шести главах.

В Театре Российской Армии к неоконченной повести обратилась Мария Шмаевич, педагог кафедры сценической пластики ГИТИС. В своих режиссёрских работах она отталкивается от таировских принципов «синтетического театра», объединяющего пластическое и драматическое искусство. В ЦАТРА Шмаевич выпускает уже третью премьеру. До этого были «Маяковский» – о жизни и смерти поэта, и «Суламифь» – о вневременной любви царей древности. В «Египетских ночах» оба мотива находят своё развитие – с акцентом на биографическое начало.

Из жизнеописаний поэта почерпнут и центральный смыслообразующий мотив – встреча Пушкина с гадалкой Кирхгоф, которая напророчила ему смерть «от руки высокого, белокурого человека». Как отмечается в анонсе, это свидетельство объединено «с несколькими письмами его современников – в частности, с пасквилем, явившемся финальной причиной дуэли Пушкина с Дантесом. В пространство документального материала помещены сцены дуэли из «Евгения Онегина» (поэтическое прозрение автора о своем будущем), финальная сцена явления Каменного гостя из «Дон Жуана», в которой герой гибнет сразу после того, как осознаёт любовь к донне Анне, и фрагменты из «Египетских ночей».

Роль прорицательницы исполнит Людмила Чурсина. В постановке также заняты Илья Баранов (он же написал для спектакля музыку), Алёна Губанова, Жанетт Гурская, Алексей Захаров, Мария Швыдко, Даниил Штейн и Сергей Иванюк.

Фото: соцсети Театра Армии

Источник: journal.theater